Магнитотурботрон "ЭОЛ" - бронхолегочная патология

Эффективность общесистемной магнитотерапии у детей с бронхолегочной патологией.
Нижегородская государственная медицинская академия, ДГКБ №1.
Магнитологический медицинский центр «МАДИН».

Богданова Т.А., Бакунова Л.А., Нуждина Т.В., Бурмистров А.Л., Cмирнова Л. А.

Респираторная патология является одной из наиболее актуальных в педиатрии. Несмотря на несомненные успехи, достигнутые в сфере медикаментозного лечения заболеваний органов дыхания, большое внимание уделяется использованию физических факторов. За последние годы возможности применения физических факторов в педиатрии увеличились благодаря созданию новых физиотерапевтических аппаратов и научному обоснованию современных немедикаментозных технологий профилактики и лечения.
Бронхиальная астма (БА) является одним из наиболее распространенных заболеваний, поражающих людей молодого и трудоспособного возраста. Среди взрослого населения болезнь регистрируется более чем в 5% случаев, а у детей еще чаще - до 10% [1>. Актуальность проблемы определяется не только ростом заболеваемости, но и утяжелением течения. Классическая медикаментозная терапия не всегда в должной мере обеспечивает контролируемую ремиссию, длительное применение ингаляционных глюкокортикостероидов, особенно в высоких дозах, часто сопровождается побочными эффектами. Использование физических факторов у больных бронхиальной астмой согласуется с современной тенденцией подбора индивидуальной дифференцированной физической терапии. Одним из патогенетически обоснованных методов лечения бронхиальной астмы является общесистемная магнитотерапия (ОМТ), обеспечиваемая установкой УМТИ- 3Ф («Колибри»).
Общесистемное воздействие – воздействие магнитным полем одновременно на весь организм и на все системы организма, в том числе на легочную, иммунную, эндокринную и другие. Создаваемое в установках «УМТИ – 3Ф» магнитное поле имеет выраженную неоднородную структуру, обеспечивающую высокий уровень биотропности, что важно в пульмонологии, так как способствует повышению индивидуальной чувствительности пациента к процедуре. Создаваемое в этой установке магнитное поле низкоэнергетическое (индукция на поверхности кольца не превышает 32 мТл, в центре – 3,5 мТл), при этом на организм оказывается слабое нетепловое действие, вызывающее перестройку его систем и подсистем для поддержания гомеостаза, что позволяет исключить нежелательные побочные эффекты и ограничить противопоказания к назначению магнитотерапии. Исходя из опыта медицинской практики, магнитное поле, создаваемое в «УМТИ – 3Ф» обладает следующими клиническими эффектами:

• иммуномодулирующий; седативный;
  • гипотензивный;
  • обезболивающий;
  • спазмолитический;
  • мощный противовоспалительный и противоотечный;
  • гемопоэтический;
  • улучшение периферического кровотока и лимфооттока.

Цель настоящей работы: оценка клинической эффективности ОМТ в комплексном лечении пульмонологических больных детского возраста.
В нашей клинике мы использовали вращающееся магнитное поле конфигурация «призма» аппарата «Колибри».

Под наблюдением находилось 53 больных, из них 29 мальчиков и 24 девочки, в возрасте от 7 до 17 лет со следующей патологией:

• БА – 34 человека (у 45% в сочетании с атопическим дерматитом (АД));
  • пневмонии – 19 человек (у 6-ти – осложнённые бронхообструктивным синдромом, у 7 – плевритом).

Всем больным в соответствии с тяжестью процесса назначалась антибактериальная, инфузионная терапия. Магнитотерапия подключалась с 4го-5го дня пребывания в стационаре, по мере стабилизации общего состояния (снижении и нормализации t0, отсутствия симптомов интоксикации). Общий курс ОМТ составил 7-10 процедур. К завершению ОМТ у 80% исчезли инфильтративные изменения в легких, улучшились клинико-лабораторные показатели (уменьшились или полностью исчезли хрипы, стабилизировались показатели гемограммы – с нормализацией СОЭ и положительной динамикой лейкоцитарной формулы).
На фоне проводимого лечения ни у одного больного не отмечено рецидива пневмонии и сопутствующих хронических заболеваний. Использование ОМТ в лечении больных с осложненными пневмониями позволило сократить сроки лабораторного и рентгенологического выздоровления.
Нами оценивались результаты лечения 34 больных с БА. Легкое течение заболевания установлено у 24% больных (8 человек), средне тяжёлое – у 50 % ( 17 человек), и у 26% (9 человек) диагностирована тяжёлая БА.
У 45% обследованных БА сочеталась с атопическим дерматом (АД), у 75% выявлена сопутствующая патология со стороны ЛОР органов (аллергические риниты, синуситы, фарингиты и др.).
Как правило, ассоциация БА с кожными проявлениями формировалась на фоне заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастродуодениты, дискинезии желчевыводящих путей, дисбиозы). В этой группе больных отмечался ранний дебют БА и прослеживалась тенденция к формированию сравнительно более тяжёлого течения как БА, так и АД. Практически у всех больных наблюдалась поливалентная сенсибилизация. У 40% обследованных отмечена чёткая взаимосвязь между эпизодами бронхообструкции и респираторными вирусными инфекциями. Все дети получали терапию в соответствии с формой и тяжестью патологии, рекомендованную современными программами по лечению бронхиальной астмы и атопического дерматита с подключением ОМТ.
Группу сравнения составили 10 детей с БА, получавшими только симптоматическую и базисную терапию без ОМТ в соответствии с современными рекомендациями и стандартами [2>.
ОМТ проводилась по разработанной нами схеме с учетом имеющихся рекомендаций: в зависимости от возраста применения режим «раздражения» от 5 до 10 минут и режим «стабилизации» от 5 до 10 минут. Курс лечения составил от 7 до 10 процедур и сочетался с традиционной симптоматической и базисной терапией. У всех больных отмечена хорошая переносимость ОМТ, у 30% больных отмечалось чувство сонливости во время проведения процедуры.
Всем больным БА проводилось комплексное обследование, включая оценку иммунологического статуса и параметров функции внешнего дыхания.
В результате анализа динамики иммунологических параметров установлены следующие особенности.

Таблица 1. (Динамика показателей клеточного иммунитета у детей с БА на фоне ОМТ).

Иммуноло-гические показатели в %

22,5 ±8,5

11,3 ±2,4

15,7 ±2,4

При анализе уровня CD4+ клеток выявлено исходное снижение содержания этой субпопуляции практически во всех группах больных: до лечения у детей с БА уровень CD4+ лимфоцитов составил 35,1%±2,8%, в группе с сочетанием БА и АД – 28,3% ±2,9%, при ассоциации с ЛОР патологией – 36,3%±1,8%. После курса лечения с включением ОМТ отмечена тенденция к увеличению содержания CD4+ несущих клеток (41,3% ±1,4%, 35,6% ±5,4% и 38,0% ±4,3% соответственно). Снижение уровня CD4+ клеток объясняется, как правило, их миграцией в очаг воспаления. Выявленная тенденция к некоторому повышению CD4+ клеток отражает позитивную динамику иммунологических параметров в ходе лечения. Исходно, более низкое содержание CD4+ лимфоцитов в группе детей с сочетанным дермато-респираторным поражением соответствует, вероятно, более глубоким нарушениям иммунного статуса в этой группе больных. Анализ CD8+ клеток, обладающих как супрессорной, так и цитотоксической активностью, выявил некоторое повышение содержания этой субпопуляции до лечения у большинства обследованных за исключением групп с сочетанием астмы и атопического дерматита (26,5% ±1,8%), что также как и в отношении CD4+ несущих клеток отражает тяжесть аллергологического воспаления. В процессе лечения установлена тенденция к некоторому снижению CD8+ клеток за исключением групп с сочетанной патологией, что свидетельствует об активации цитотоксических лимфоцитов в условиях более тяжёлого и торпидного процесса. Уровень CD25+ лимфоцитов, отражающих экспрессию рецептора и ИЛ2 и служащий признаком активации Т-лимфоцитов был несколько повышен во всех группах больных. В процессе лечения установлена тенденция к некоторому снижению содержания CD25+ несущих клеток. Таким образом, можно считать, что включение ОМТ в комплексное лечение оказывает иммуномодулирующий эффект. ФВД оценивали методом спирографии с регистрацией кривой «объем – поток» на спироанализаторе фирмы «Shirofi» по общепринятой методике[3>. Анализировали следующие показатели: 1) Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) 2) Форсированная ЖЕЛ (ФЖЕЛ) 3) Объем форсированного выдоха за 1 сек (ОФВ1) 4) Максимальная объемная скорость воздушного потока на уровне крупных, средних и мелких бронхов (соответственно МОС25, МОС50 и МОС75). Динамика основных показателей, наиболее значимых для БА, под влиянием ОМТ заключалась в высоко достоверном увеличении ЖЕЛ, ФЖЕЛ, ОФВ1 и Vпик (скорость пиковая) и показателей проходимости бронхов крупного, среднего и мелкого калибра. Наряду с этим отчетливо уменьшилось различие между значением ЖЕЛ и ФЖЕЛ, что позволяет говорить об уменьшении «воздушной ловушки». Исходя из полученных нами данных, можно сделать вывод, что ОМТ оказала существенное влияние практически на все изучаемые параметры.

Таким образом, применение ОМТ в комплексном лечении больных с бронхолегочной патологией приводит к положительной динамике клинических симптомов заболевания, снижению медикаментозной нагрузки, значительному приросту показателей бронхиальной проходимости, а также удлинению ремиссии заболеваний. Анализ иммунологических параметров позволяет считать, что ОМТ обладает иммуномодулирующими свойствами. Высокая эффективность ОМТ позволяет рекомендовать этот метод на всех этапах восстановительного лечения (стационар, поликлиника, реабилитационный центр, санаторий и др.).

Литература.

1. Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия. – 2-е изд. – М., СПБ., 1997.
2. Егоров О.В., Поташов Д.А., Арбузов Е.Н. и др. // Пульмунология: Национальный конгресс по болезням органов дыхания, 5-й. – М., 1995.
3. Червинская А.В., Горелов А.И., Эглит А.Э., Назарова Л.В. // 7-й Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сборник резюме. – М., 1997.
4. Клемент Р.Ф., Лаврушин А.А., Котегов Ю.М., Тер-Погасян П.А. Инструкция по применению формул и таблиц должных величин основных спирографических показателей. – Л., 1986.
5. Huovinen E., Kaprio J., Vesterinen E., Kostenvuo M. // Thorax. – 1997. Vol. 52, №1.

1. Чучалин А.Г. Хронические обструктивные болезни лёгких. – М., СПб., 1998.
2. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы. М., 2002.
3. Магазинник Н.А. 1973, Кузнецова В.К. 1980.

physio

ЮНИЦКАЯ АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Врач физиотерапевт высшей категории

В лечении использует приемы точечного, баночного и вакуумного  массажа, гирудотерапию, стоунтерапию, моксотерапию, прижигание полынными сигарами, ароматерапию, иглорефлексотерапию (корпоральную,  СУ-ДЖОК,  аурикулярную,  ЭКИВО)