Карпальный синдром - туннельный синдром запястья и лечение консервативными методами

Карпальный канал и срединный нерв

Карпальный канал – это своеобразный туннель в нашей руке, который образуется с одной стороны- костями запястья и с другой - поперечной связкой запястья. Внутри этого туннеля проходят сухожилия кисти и срединный нерв.

Срединный нерв – это основной нерв кисти. Проходя через карпальный канал кисти, он проходит над сухожилиями и затем разделяется на несколько более мелких нервов, иннервирующих пальцы рук.

Проходя по карпальному каналу срединный нерв находится под поперечной связкой запястья и над сухожилиями пальцев, покрытых специальной оболочкой для скольжения.

Карпальный синдром (туннельный синдром запястья) заключается в сдавливании срединного нерва тканями канала. Такое сдавливание может произойти в следствие травмы, увеличения размеров самого нерва или объема тканей внутри карпального канала.
В структуре наших нервов присутствуют капилляры (внутри оболочки нерва) обеспечивающие питание нерва, кроме того капилляры прилегающих тканей также принимают участие в снабжении нервов питательными веществами. В результате сдавливания происходит уменьшение или даже полное прекращение кровотока и наш нерв не получает достаточно питательных веществ и возникает его ишемия. Первоначально поражаются только поверхностные области нерва – его оболочки (демиелинизация), однако при длительном сдавливании могут поражаться и более глубокие ткани нерва даже с образованием рубцов.

Карпальный синдром – первоначальные признаки заболевания

Все, указанные выше последствия сдавливания срединного нерва в относительно небольшом пространстве карпального канала приводят к его воспалению, болям и онемениям в пальцах или других областей кисти. Боль и онемение тканей рук обычно усиливается по ночам или утром, вследствие чего пациенты вынуждены просыпаться и разминать кисти рук. Днем может наблюдаться относительное уменьшение симптомов заболевания, но даже при незначительных нагрузках болевые и неприятные ощущения усиливаются. При пальпации ладони проявляется болезненность. Характерная особенность заболевания заключается в том, что при поднятии руки вверх через непродолжительное время болевые ощущения усиливаются, что объясняется оттоком крови.

По мере развития заболевания кроме усиления боли обычно появляются и разнообразные моторные нарушения: пациенту становится затруднительно удерживать в пальцах мелкие предметы, уменьшается сила захвата пальцев (обычно большого), появляется неточность в движениях и др., Со временем боль и онемение может распространяться на предплечье.

Подробнее о туннельных синдромах читайте: Туннельный синдром…. Полинейропатия диабетическая…

Карпальный синдром запястья – основные причины возникновения

• Травмы и гематомы в области запястья.
  • Долгая работа за компьютером в неправильном положении.
  • Артрит лучезапястного сустава или воспаления сухожилий сгибателей.
  • Ревматоидный артрит.
  • Наличие опухолей в карпальном канале.
  • Сахарный диабет, и его неизбежное последствие – диабетическая полинейропатия. Подробнее….
  • Нарушения в работе щитовидной железы (гипотериоз).

Туннельный синдром карпального канала – Диагностика

Диагноз заболевания устанавливается на основании вышеуказанных симптомов (клинических проявлений) при одновременном проведении электронейромиографии (ЭНМГ) срединного нерва.
Подробнее об ЭНМГ….

Выполнение ЭНМГ помогает определить степень поражения нерва и его оболочки, дифференцировать поражение нерва на уровне карпального канала от корешкового синдрома в шейном отделе позвоночника, имеющего схожие клинические проявления.

Туннельный синдром карпального канала – Лечение консервативными методами без операций

В нашей клинике можно не только достоверно диагностировать карпальный синдром – опытные специалисты проведут инструментальную диагностику – электронейромиографию, а также проанализируют характер и наличие клинических симптомов заболевания с проведением специальных диагностических тестов (тест сгибания и разгибания, тест тиннеля, фалена и др.), а также провести соответствующее комплексное консервативное лечение.

Консервативное лечение заболевание в первую очередь будет направлено на уменьшение возможных воспалительных реакций или отеков, устранение причин их возникновения и на улучшение циркуляции крови.
Комплексное физиолечение подбирается индивидуально, в зависимости от степени развития заболевания и характера поражения нерва. В арсенале нашей клиники кроме хорошо зарекомендовавших себя традиционных методов лечения туннельных синдромов (магнитотерапия, лазеротерапия, интерферентные импульсные токи, ультразвук, массаж и мануальная терапия) имеется также высокоэффективное лечение заболевания на аппарате ХИВАМАТ – глубокая осцилляция. Подробнее о процедурах ХИВАМАТ….

В нашей клинике в этих целях на протяжении многих лет мы успешно используем общесистемную магнитотерапию – аппарат «Магнитотурботрон» и электромиотимуляцию, лазерное облучение крови (ВЛОК).

Карпальный туннельный синдром запястья – Профилактика

Правила работы за столом (компьютером):

• Кисть – на уровне предплечья.
  • Спина – прямая
  • Локоть - на поверхности стола или на подлокотниках кресла.
  • Локоть и предплечье – на одном уровне.

Чтобы уменьшить риск возникновения заболевания следует сделать ваше рабочее место удобным и соблюдать два простых правила: одно - в отношение организации вашего рабочего места, другое – в соблюдении режима работы и отдыха.

Чередование работы с отдыхом
Во время работы делайте регулярные перерывы (примерно через 2 часа работы) с выполнением следующих несложных упражнений:

• Расслабьте и опустите кисти рук вниз, затем энергично встряхните их (5-6 раз).
  • Опустите руки вниз и максимально расслабьте их, затем несколько раз встряхните ими.
  • Энергично и ритмично сжать и разжать пальцы в кулаки (6 – 8 раз) с выполнением вращательных движений кулаком.
  • Сомкните ладони рук между собой на уровне груди и выполните надавливание одной руки на другую.

Здоровый образ жизни

• Отказ от вредных привычек.
  • Сбалансированное питание.
  • Контроль за излишним весом.
  • И дружите с активным образом жизни.
physio

ЮНИЦКАЯ АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Врач физиотерапевт высшей категории

В лечении использует приемы точечного, баночного и вакуумного  массажа, гирудотерапию, стоунтерапию, моксотерапию, прижигание полынными сигарами, ароматерапию, иглорефлексотерапию (корпоральную,  СУ-ДЖОК,  аурикулярную,  ЭКИВО)